Часто задаваемые вопросы

Детские страхи. Как помочь ребенку перестать бояться.

Детские страхи. Как помочь ребенку перестать бояться.

Страх - это ощущение беспокойства или тревоги, которое возникает вследствие реальной или воображаемой угрозы для жизни. Поэтому очень важно вовремя помочь ребенку побороть свои страхи, т.к. многие невротические проявления взрослых являются следствием не разрешенных детских страхов.

Страхи бывают возрастные и приобретенные, в рамках возраста страхи считаются в пределах нормы и сами проходят, если специально их не усиливать. Страх часто приходит тогда, когда ребенок чувствует, что он не защищен.

У детей защитные механизмы очень слабые и они быстро впадают в панику, детский страх сродни взрослой панике, но ребенок часто оказывается парализован страхом, эго ребенка не в состоянии совладать с ним.

Обычно, страхи защищают детей от чего-либо, часто бывает так, что тревожные родители, которые сами много чего боятся в жизни, транслируют свои страхи на детей. Они сами боятся всего, и вместо того, чтобы объяснить ребенку чего можно бояться, а чего нет, дать оценку и защитить, они оставляют детей один на один в их историях.

Ребенок в любом случае, должен понимать, как ему обходиться со своим страхом и важно, чтобы рядом был близкий человек, кто объяснит и переработает его страхи.

Рассмотрим естественные страхи детей:

1 год жизни - страх потери постоянного объекта (мамы), потери физической опоры...

2 год жизни - страх разрушения собственного тела, страх, что куда-то "засосет"... Ближе к 2-м годам начинаются естественные страхи, ребенок начинает бояться персонажей (волка, кощея, бабу-ягу…)

С психоаналитической точки зрения, если ребенок панически боится волка и он ему везде видится, то можно предположить, что у ребенка очень напряженные отношения с отцом. В реальности он не может высказать отцу свои страхи и формирует их в страхи архетипических персонажей.

В 3-5 лет - страх темноты.

В 3-5 лет - страх кастрации у мальчиков.

В 5 лет - страх одиночества, остаться одному, страхи уколов, медицинских работников, страх замкнутого пространства (лифт).

Страхов у детей меньше, если они находятся в садиках, спортивных, детских учреждениях, в этих заведениях детям намного легче переработать страхи всем вместе, в коллективе таких же, как он и не фиксироваться на маме. Много страхов дети перерабатывают в играх.

В 5-7 лет - страхи страшных сновидений (что ребенок умирает, что его съели), страх войны, страх стихийных бедствий, страх заражения.

В 7-11 лет страх быть тем, о ком плохо говорят, стыд. В этом возрасте является нормальным придумывать страшные истории, в это время появляется осознанный страх смерти. Если ребенку не читать сказки и страшные истории, тогда они не будут проработаны на символическом уровне и должны будут куда-то направлены, как правило, на другие объекты. Поэтому важно для переработки страхов читать "страшные" детские книжки. Войти в период "смакования страхов", в это время дети засматриваются на "игрушки-скелетики", "черепа"... Очень важным является переработка страхов в детском возрасте, для того, чтобы не понести их дальше, во взрослую жизнь.

Некоторые родители выбирают определенные поведенческие стратегии и говорят сыновьям: "Ты мужик, а мужики не боятся" или, например, изолируют сыновей от агрессивных игрушек, пистолетов..."страшные" сказки не читают и...ребенок остается наедине со своими страхами и не понимает, как ему с ними справляться и что делать. Еще раз повторюсь, что "страшные" сказки очень полезны детям, они получают опыт из сказок, как герой справляется со всеми страшными объектами, учится всему на бессознательном уровне.

Рассмотрим страхи, возникающие в результате сложившихся ситуаций, на которые также следует обратить внимание:

1. При возникновении ситуации, перенесенной ребенком (вызывает страх повторения - укус пчелы, укус собаки...)

2. Если слишком много запретов.

3. Если в присутствии детей часто разговаривать на темы смерти, убийств, пожаров и проблем, желательно ограждать детей от взрослых разговоров, потому что дети очень впечатлительны и многое принимают на себя.

4. При возникновении в семье конфликтов.

5. Если сознательно запугивать ребенка сказочными персонажами в случае непослушания (бабайка, баба-яга, водяной...).

6. При бесконтрольном просмотре телевизора и фильмов ужасов.

Очень плохо, когда родители не принимают детские страхи всерьез, стараются не обращать на это внимание, ругают ребенка за чрезмерную пугливость и не помогают ребенку справиться со своим страхом. Потому что единственные близкие люди, которые могут поддержать ребенка в этой ситуации, это его родители, а для этого просто достаточно наблюдать за своим ребенком, за его возрастными изменениями и за его поведением, потому что неоднократно он проговаривает и показывает то, что является для него важным и пока непонятным и недоступным.

И, в заключении, поговорим о том, как помочь ребенку справляться со страхами:

1. Если ребенок проявляет инициативу и очень хочет вам рассказать о его проблеме, надо очень внимательно его выслушать, так ребенок выплеснет негативные эмоции, которые у него накопились.

2. Нужно дать понять ребенку, что в любом случае вы его защитите и никогда не оставите одного.

3. Можно предложить ребенку подумать, кто из его игрушек может выступить для него еще одним защитником. Или придумать "волшебный предмет" от пугающего объекта, например, "волшебный фонарь", которым светишь на чудищ и они исчезают и подарить ребенку маленький фонарик.

4. Можно найти в интернете мультфильмы, где герои проходят через свои страхи и выходят победителями и пояснять ребенку каждый кадр, каждое действие, обращать внимание, какие используются слова и предлагать ему тоже их говорить, когда ему становится страшно (например мультфильм про крошку-енота). И купить детские книги, которых сейчас очень много, на тему прохождения страхов и совместно читать их.

5. Можно попросить ребенка нарисовать свой страх и т.к. у детей огромная фантазия, то попросить рассказать откуда он, задавать вопросы, чтобы понять и возможно выйти на реальную историю того, почему он стал бояться. Это могут быть следующие вопросы: Что тебя пугает? Откуда это приходит? Как ты думаешь, почему возникает этот страх? А что будет дальше? А что если попробовать вот это? Можно предложить скомкать лист и выкинуть его в ведро или сжечь, тем самым показать ребенку, что можно вот так просто от него избавиться. Или еще один из вариантов, дать ребенку черный карандаш, им он нарисует свой страх, а потом дать ему яркие, цветные карандаши и предложить из этого рисунка сделать смешной, веселый и позитивный, дорисовать к нему элементы и создать другую картинку.

6. Можно с ребенком поговорить на взрослые темы и откровенно рассказать ему о тех страхах, которые были у вас и как вы с ними справились. Это будет очень важно для ребенка, потому что он поймет, что не только он один боится, но и вы когда-то боялись и все закончилось благополучно, для него это будет сильной поддержкой.

7. Также можно каждый вечер перед сном сочинять вместе с ним сказку на тему его страха, дать ему имя и каждый вечер придумывать маленькую историю с добрым, хорошим веселым концом, показывая, как страх шел вперед и проходил все препятствия. Или придумать отдельного персонажа, у которого был такой страх и как он его победил.

8. Можно предложить ребенку подружиться со своим страхом и подумать, чего не хватает тому, кто его пугает? Возможно ему не хватает конфет, или он одинок и ему плохо, мысленно поговорить с ним и предложить дружбу. Дети удивительные создания и до определенного возраста они живут в своем, только им понятном мире и соприкоснуться с этим миром можно только проявив интерес к нему.

9. Побольше в такие периоды играйте с ребенком в семейные игры, с участием всех членов семьи и побольше рисуйте, и мастерите разные поделки. Это поможет ребенку постепенно начать избавляться от своих переживаний.

Желаем вам совместной победы над страхами!

Педагог психолог Дышлевич Инна Александровна

свернуть

Почему заговорить ребенку бывает трудно


Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2-2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2-2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния

Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить нервирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком но типу "давай вместе". И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым

Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.

Ориентация в основном на предметный мир

Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам. подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку"), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в "сороку-ворону" и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

"Детские" слова могут препятствовать развитию речи

Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

Из книги Е.Е. Шевцовой и Е.В. Воробьевой «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет»

свернуть

Что такое аутизм

. — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

(Тэмпл Грэндин)

* * *

... — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

(В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)

* * *

... отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.

(DSM-III-R)

* * *

... — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.

(К.Гилберг, Т.Питерс)

свернуть