Об учреждении

Цели и задачи

 Цели и задачи :

  Основной целью деятельности учреждения дошкольного образования является обеспечение целостного развития личности ребёнка, формирования общих познавательных способностей, сохранение и укрепление здоровья, создание адаптивной образовательной среды для всестороннего развития каждого воспитанника с учётом его индивидуальных способностей и склонностей.

Годовые задачи на 2017/2018 учебный год:

  1.  Совершенствовать формы и методы работы с воспитанниками, направленные на формирование у них навыков здорового образа жизни во взаимодействии с законными представителями.
  2.  Развивать речевую активность воспитанников, используя различные виды игровой деятельности.

Задачи коллектива:

  1. Создание системы оздоровительной и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Создания оптимальных условий для творческого развития каждого воспитанника.
  3. Воспитание национального самосознания, охрана прав детей.

Интегрированные группы

Интегрированные группы в нашем детском саду

Интегрированные группы в нашем детском саду — это группы, в которых вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. За границей такой подход давно внедрен в образовательный процесс и показывает положительные результаты.

Нормативы, предъявляемые к интегрированным группам

Контингент детей, посещающих интегрированные группы в детском саду, может варьироваться, однако основным условием принятия в ГУО является готовность ребенка к посещению 10-часовой группы. Кроме этого, ребенок должен иметь минимальные навыки самообслуживания. При наличии трудностей в самообслуживании, адаптации, с детьми с ОПФР (особенностями психофизического развития) работает специалист — тьютор, в идеале человек со специальным психолого-педагогическим образованием.

Задач у тьютора много: он и помощник, и учитель, и воспитатель, и педагог. Он адаптирует образовательный процесс под ребенка.

Содержание работы в интегрированных группах в детском саду

Интегрированные группы в нашем детском саду работают в нескольких направлениях:

  • развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и прочее);
  • социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и обычно развивающихся сверстников;
  • коррекция (работа учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, тьютера и других);
  • Сам, приоритет в дошкольном образовании отдается развитию социально активной личности, а это первый шаг к индивидуальному подходу, что особенно важно в интегрированной группе.

При разработке перспективного планирования учитывается образовательная программа ииндивидуальная программа развития ребенка (ИПР).  ИПР для ребенка  формируется на основе первичной диагностики (беседы и анкетирование родителей, диагностики ребенка) и в ходе образовательного процесса может корректироваться и дополняться.

Инклюзивное образование

ИНКЛЮЗИВНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ   

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь  об образовании.

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Статья 256, п.1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития. Статья 268, п.9.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.  Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

Источники:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв.2014г. – Минск: Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь, 2014. – 400с.

2. http://www.asabliva.by

3. http://autismschool.by/inklyuziya-v-belarusi1/proekt-koncepcii-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html

4. http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_122_1.htm

5. http://www.univer.by/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-belarusi/10150

 

Заведующий  ГУО «Детский сад №95 г.Минска»     Людмила Владимировна Старикова