Советы дефектолога

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР. Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

08.05.2018

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения  педагога необходимость  порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и  доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

 Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речив коллективе

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей  нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться  ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание  при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит  безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда  посещение группы превращается для  ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми

нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

-         речевыми нарушениями;

-         неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);

-         особенностями личности воспитанников.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов  в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

нечеткоеартикулированиезвуков в процессе речи;

побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо[ево];

произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;

неправильное ударение в словах;

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес  к содержанию высказывания

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!Катенька, убери чашечку со столика!);

засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

копирование речи малышей, «сюсюканье»);

использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

Воспитателю  необходимо:

правильно произносить все звуки родного языка;

четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;

использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

При ведущей роли учителя-дефектолога  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;

развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;

автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;

уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;

закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;

подготовка детей к письму, формирование графических умений;

устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта

закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;

сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;

формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения 

обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель  решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый  объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации  словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам  рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира  воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление  и усвоение речевых навыков проводится воспитателем  и во время режимных моментов:  одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время  игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Документация воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

При организации воспитательно-образовательного процесса в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи у воспитателя  должны быть следующие документы:

1.     Кодекс об образовании

2.     Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования.

3.     Программа «Выхаваннеі навучанне дзяцей з парушэннямі маўлення» (Мн.: 1997).

4.     Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 

5.     Сведения о родителях.

6.     Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога и  воспитателя.

7.     Тетрадь обследования детей группы (Раздел «Диагностическая деятельность воспитателя»).

8.     Протоколы родительских собраний.

9.     Расписание занятий (Раздел «Организация деятельности воспитателя на занятиях»).

10.  Индивидуальные тетради детей.

Организация деятельности воспитателя на занятия

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

-         коррекционно-развивающие занятия

-         общеобразовательные занятия

Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

 занятия по формированию звуковой стороны речи (подгрупповые);

 занятия по развитию речи  (подгрупповые);

 занятия по обучению грамоте (подгрупповые);

 индивидуальные логопедические занятия.

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  ознакомление с окружающим и развитие речи;

  формирование элементарных  математических представлений;

  рисование;

  лепка;

  аппликация;

  конструирование;

  сенсорика;

  игра (сюжетно-ролевая и дидактическая)

  физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре)

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию  навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и  периода  обучения.

Расписание занятий составляется к 15 сентября на весь год и заверяется администрацией дошкольного учреждения. ( Приложение 1)

Продолжительность подгрупповых занятий от 15 мин  (I-II год обучения) до 25-30 мин (ІII-У год обучения).

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

1.     Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения

2.     Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии

3.     Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.

4.     Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.

5.     Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.

6.     Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей

7.     Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии

 8.      Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

·        вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;

·        невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;

·        демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;

·        замечания делать  в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам  комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

$1·        Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои  дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.

$1·        Деление по принципу «смешанных подгрупп» -  в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы  объединять на занятия  детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с  более высоким уровнем речевого развития являются  образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует  успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной   подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную   группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении  занятий воспитателю необходимо  учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

1.     Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен.Поэтому важно на занятии  четко выделять цель и  осуществлять ее реализацию   использованием  эффективных методов обучения.

2.     Скорость восприятия  учебного материалау детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

3.     Устойчивость восприятиядошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.

4.     Уровень восприятия материалаиндивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Пятница Т.В. доцент кафедры педагогики и психологии ГУО МГИРО

свернуть

Как определить левшу

10.05.2018

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВШУ

Сразу после рождения малыша родители не задумываются правша он или левша, но время идет, ребенок начинает брать предметы то левой, то правой рукой.

Не всегда удается сразу понять правша ребенок или левша, так как дети до 4-5 лет совершенно спокойно могут пользоваться обеими руками.

Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки чаще всего активны одинаково, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется четкий выбор ведущей руки.

Несколько фактов о леворукости

  • Левшество это не просто предпочтение левой руки, а иное распределение функций между полушариями мозга.

• Сила, с которой малыш сжимает свой кулачок уже с 17 недель больше у ведущей руки.

• Леворукость может быть временной (по мере роста полушарий, из-за задержки формирования у ребенка межполушарных взаимодействий, травмы правой руки и др.)

• До 4,5-5 лет дети могут одинаково пользоваться как правой так и левой руками: причем всплески активности того или иного полушария приходятся на 2 и на 4 годика.

• Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

• Определение ведущей ноги и глаза требуются, когда необходимо выбрать определенный вид спорта.

Сложность определения заключается еще в том, что немало леворуких правшей и праворуких левшей. Это означает, что ребенок может все бытовые операции делать одной рукой (правой или левой) а писать и рисовать другой (правой или левой). Можно выбрать сразу несколько методик.

Определить руку для письма важно до школы. К тому же, во многих детских учреждениях, например в государственных садиках, пытаются по старинке переучивать левшей на правшей, что может не слишком положительно сказаться на развитии ребенка, хотя это не так страшно, как может многим показаться, в результате ребенок развивает оба полушария и в итоге, умеет хорошо пользоваться обеими руками, что в принципе не так и плохо. Но это касается не стопроцентных левшей. 100 процентного левшу нельзя переучивать, чтобы не возникло проблем со здоровьем, и ребенок гармонично развивался. Плохо переучивать еще потому, что этим перечеркивается возможность что-либо делать лучше, если организм определил ведущим правое полушарие и ребенок все делает лучше левой рукой, значит так ему удобнее и полезнее. В результате переучивания ребенок не сможет лучше и красивее писать, аккуратнее использовать предметы, хорошо бросать мяч и др.

Как определить ведущую руку у ребенка

Важно определить, какой рукой лучше получается выполнять сложные действия.

Например, если ребенок все делает правой, но значительно лучше пишет и рисует левой, а также выполняет ряд сложных действий этой же рукой, очевидно, что лучше будет выбрать для письма левую руку, так как и почерк, благодаря этому выбору, будет лучше, ведь ребенку легче дается написание букв и рисование именно этой рукой. А по-научному перед вами – графический левша, но это редкий случай, как и левша в сочетании с графическим правшой. Как правило, мозг сам определяет достаточно четко преимущественно правую или левую руку, и ребенок делает все либо правой, либо левой рукой.

Настоящий левша получается, если правое полушарие определяет ведущими левую руку и глаз (в конце статьи тест «как определить ведущий глаз).

Понаблюдайте, какой рукой ребенок берет предмет, открывает кран, берет игрушку и предметы (ложку, вилку и др.), открывает дверь. Как правило, люди жестикулируют ведущей рукой.

Несложные тесты для определения левшества:

• Похлопать в ладоши (обычно ведущая рука сверху);

• Указательным пальцем одной руки нарисовать кружочек на ладошке другой;

• Поймать мячик одной рукой, поднять предмет (ведущая рука совершает все эти действия);

• Погладить игрушку, которую держит в руках (обычно это делает ведущая рука);

• Протереть тряпкой пыль на столе, шкафу.

Определить левшу достаточно просто - ребенок сам будет настойчиво перекладывать в левую руку ручку, кисточку, брать предметы и выполнять сложные действия левой рукой, если он левша. Потому что ему просто неудобно!

Гораздо сложнее обстоит дело с графическими левшами, которые могут писать и правой, но лучше получается левой.

Что могут сделать родители

1. Попросить преподавателей, занимающихся с ребенком, дать свободу выбора до 5 лет.

2. Наблюдать за ребенком в быту: какой рукой ест, берет предметы, открывает дверь, отвинчивает крышечки бутылок, какой рукой чистит зубы, расчесывается.

3. В 5 лет провести различные тесты на определение ведущей руки (именно руки, а не полушарий, потому часто бывают скрытые левши, пишут правой, а многое делают левой).

4. Не настаивать на использовании определенной руки.

При проведении тестов многие родители будут удивленны тому, что часть заданий выполняются левой рукой, дело в том, что некоторые являются скрытыми левшами. При этом вполне могут быть графическими правшами. А часть жителей нашей планеты и вовсе обладают двумя одинаково хорошо развитыми полушариями, их называют амбидекстерами. Правополушарность или левополушарность, а также одинаковое развитие полушарий на деле не дают никаких особых преимуществ, гораздо важнее наследственные черты характера и уровень образования, которое получил человек. Нельзя утверждать что все левши обязательно творческие и активные, а правши более рациональны, так как и среди правшей множество творческих и активных, и среди левшей рациональных и рассудительных. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте научиться правильно писать и пользоваться предметами не только если малыш левша, но и если он пишет правой, а в быту действует преимущественно левой.

Как учить левшу писать

• Приобретите специальные канцелярские принадлежности для левшей (ручку-тренажер, ножницы, карандаши).

• Держать ручку следует не более 4 см. от кончика.

• Следует знать, что левшам трудно писать без отрыва, потому что рука закрывает уже написанное.

• Лист положите перед ребенком вдоль левой руки и наклоните вправо. Руку расположите так же, как и руку правши. При таком положении рука ребенка оказывается как бы над строкой.

• Также можно попробовать положить лист левее по отношению к малышу и разрешить повернуть кисть руки к груди.

• Не следует настаивать на определенном способе и положении, возможно ребенок сам определит наилучший способ.

• Многие левши пытаются писать в зеркальном отображении – придумайте зрительные образы, которые помогут быстрее запомнить правильное написание букв и цифр.

Простые тесты для определения ведущей руки

Правила проведения тестов не так просты, как кажутся: ребенок не должен знать, что его тестируют, лучше, если тесты проводятся в виде соревнования или игры. Необходимо проводить подсчеты и анализ. Нельзя проводить тесты раньше 5-летнего возраста, оптимальный вариант в 6 лет.

Для выбора ведущей руки существует несколько методик (М.Озьяса, Ф. Кречмера и др.) Лучше, если тесты будет проводить психолог. Но если большая часть нижеперечисленных действий ребенок произведет левой рукой, значит он левша.

Нарисовать что-либо правой рукой, затем левой и сравнить качество рисунков, продеть бусину в ниточку, открыть замок-молнию, полить цветы, достать книгу с полки, вставить иголку в пуговицу, перелить воду из одной емкости в другую, разложить карточки, стереть ластиком рисунок, отряхнуть соринку с одежды, позвонить в колокольчик, разрезать бумагу ножницами, накапать из пипетки, достать бусинки из стакана.

Наиболее типичные тесты определения ведущего полушария

• “Переплетение пальцев рук”. Выполнять без предупреждения, быстро. Большой палец ведущей руки ложится сверху

• “Поза Наполеона” — если ребенок левша, то левая кисть будет лежать сверху.

• “Одновременные действия обеих рук” — попросите нарисовать круг, квадрат или треугольник обеими руками. Более четкий рисунок получается ведущей рукой. Можно выполнять с закрытыми глазами.

Определение ведущего глаза

Попросите малыша посмотреть в подзорную трубу (или свернутую бумажку), для разглядывания обычно выбирается ведущий глаз.

Проба Литинского: сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем приблизить его на два-три сантиметра. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации.

Не стоит огорчаться, если ваш ребенок левша: многие товары уже производят специально для леворуких, например ручки для письма. Просто следует немного иначе учить такого ребенка писать и пользоваться предметами для правшей.

 С уважением  учитель-дефектолог Ширшова Ирина Ивановна

 

свернуть

Индивидуальные развивающие занятия с детьми

11.05.2018

Кубики
Для того чтобы тренировать самые маленькие пальчики, оптимально подойдут поролоновые или пластмассовые кубики, которые будет развивать воображение малыша. Кубики являются идеальным материалом, для строительства и развития воображения ребенка. По мере взросления для малыша нужно придумывать более усложненные задания, а мягкие кубики можно заменить на деревянные.

Пирамидки
Примерно с полутора лет, дети уже без труда могут определить, что предметы, окружающие их имеют разную форму, цвет и размеры. Пирамиды помогают сформировать у ребенка логическое мышление.

Шнуровки
Для того чтобы развить мелкую моторику и память ребенка, подойдут игры-шнуровки. В современных детских магазинах достаточно широкий ассортимент шнуровок, которые будут способствовать стимуляции логического мышления, развитию фантазии малыша и концентрации его внимания.

Рамки Монтессори
Они являются простейшими пазлами. Для многих деток эти игры самые любимые. Требуется отыскать правильный домик для вкладыша, у которого разный рисунок и форма. Такие занятия приучают ребенка к усидчивости, которая пригодится ему впоследствии.

Конструкторы
Без них вообще трудно представить себе детскую комнату современного ребенка. В наши дни конструкторы изготавливаются из самых разнообразных материалов. Любой конструктор, способствует формированию пространственное и логическое мышление, воображение и память. Лучше подбирать для ребенка несколько конструкторов с разными тематиками.
Конечно, любой родитель, который выбирает индивидуальные развивающие занятия с детьми, обеспокоен мыслями о предстоящей школе. Но не нужно забывать о том, что для малыша важно и социальное развитие. Каждый развивающий центр предлагает свою программу, кто-то делает упор на развитее речи и письма, кто-то на социальные игры, кто-то на знакомство с внешним миром. Но то, что малыш не сможет получить в центре, ему необходимо компенсировать дома, поэтому уделяйте время для игр с ребенком, будь то пазлы или конструктор

свернуть

10 простых рекомендаций дефектолога

08.05.2018

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

10. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

свернуть