Информация педагога-психолога

ВЫ МОЖЕТЕ ИМ ПОМОЧЬ!

21.10.2020

ВЫ МОЖЕТЕ ИМ ПОМОЧЬ!

 

Рядом с Вами живут дети, у которых сегодня нет семьи. Их мало просто любить. Им надо помочь пережить горе от разлуки с родителями и снова наладить отношения с родными и близкими, защитить права и законные интересы, помочь стать самостоятельными и занять достойное место в жизни.

Это непросто, потому что требует серьезных знаний, умений, навыков, собственного опыта родительства.

Это профессиональный оплачиваемый труд приемного родителя и родителя-воспитателя детского дома семейного типа.

Эту профессию Вы можете освоить!

 

ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ ТРУДИТЬСЯ,

ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОЙ СУДЬБОЙ,

 

обращайтесь в управление  по образованию администрации Партизанского района г. Минска (тел. 356-85-26).

Получить консультацию о возможностях профессиональной семейной заботы также можно в ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска» по телефонам 358-02-61 и 358-94-98.

 

Информацию о детях, нуждающихся в семейной заботе, можно получить на портале WWW.DADOMU.BYWWW.NACEDU.BY

Приглашаем стать приёмными родителями

Т.е., спросите Вы, можно работать… родителем?

ДА. Воспитание детей признано в нашей стране общественно полезным трудом. Воспитание детей с особенной судьбой на условиях создания приемной семьи – это ответственная и серьезная работа для тех, кто знает, что такое ежедневный труд по воспитанию детей, для тех, кто понимает, что не обязательно становиться родным для чужого ребенка, чтобы помочь такому ребенку в жизни. Можно быть НЕ РОДНЫМ, но БЛИЗКИМ такому ребенку. Можно по-доброму, честно и искренне относиться к ребенку. Ребенку очень важно получить опыт жизни в достойной семье. Это важно для того, чтобы в будущем не ошибиться и не повторить ошибок своих родителей.

Если ребенок, потерявший семью, НЕ МАЛЕНЬКИЙ, У НЕГО НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ЕГО СУДЬБЕ РОДСТВЕННИКОВ, при этом он ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ??? Неужели для такого ребенка единственным выходом и спасением от семейного неблагополучия является детский дом или школа-интернат?

НЕТ. У такого ребенка тоже есть право на воспитание в семье. Такого ребенка можно принять в приемную семью.

Приемный родитель – это достойная работа, которая не обязывает и не заставляет человека подменять собой маму и папу ребенка. Уважать взрослого, воспитывающего ребенка, можно не только за то, что этот взрослый «мама» или «папа». Уважать такого человека нужно за тяжелый труд по уходу, взращиванию, воспитанию, за бессонные ночи, за тревогу и переживания о будущем чужого /неродного ребенка. Каждый взрослый, отдающий частицу своей души, свое время, делящий с неродным ребенком место в своей семье, кров и стол, - уже достоин уважения и преклонения. Потому что когда ребенку нужна была семья и рядом никого не было, - этот взрослый сказал: «Ты не очень маленький, ты уже знаешь темные стороны жизни, ты не очень старательно учишься, иногда ленишься и не слушаешься. У тебя нет семьи. А у меня семья есть. Приходи, я поделюсь с тобой местом в моей семье. Я помогу тебе понять, что такое настоящая семья. Потому что я знаю: в мире всё основано на законах сохранения заботы. Если о ребенке в детстве заботились – значит, этот ребенок с возрастом также сумеет о ком-то (или о себе) позаботиться; если за ребенка волновались и переживали – повзрослев, ребенок также будет переживать за близких людей. Если ребенка уважали – в будущем он также будет относиться к людям с уважением».

Приемная семья – это семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с положением о приемной семье, утвержденной правительством, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора.

Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей образуется на основании 2 договоров:

1) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью

2) трудового договора

Оба договора заключаются между органом опеки и попечительства и будущими приемными родителями. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети) не достигшие совершеннолетия. Минимальный возраст законом не установлен, а вот срок воспитания детей в приемной семье должен быть предусмотрен в договоре - это одно из обязательных условий договора.

 Кто может быть приемными родителями?

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.

 

 

Какие дети передаются на воспитание в приемную семью?

На воспитание в приемные семьи передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Важно отметить, что при создании приемных семей действует принцип территориальности, т.е. в приемную семью передаются дети, находящиеся в детских интернатных учреждениях в пределах территории, подведомственной конкретному управлению (отделу) образования.

Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды передаются в приемную семью с согласия приемных родителей и только при наличии в семье необходимых условий.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.

Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

 Порядок образования приемной семьи

Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства необходимые документы:

  • заявление,
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,
  • свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,
  • медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,
  • сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни будущих приемных родителей, изучают личности особ, уклад жизни и традиции семьи. Оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализации планов защиты их прав и законных интересов. Это отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. На основании этого акта и предоставления всех документов орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями.

Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы им на воспитание в приемную семью и выдают направление для посещения этих детей по месту их проживания, в результате которого устанавливается контракт. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Передача новых детей в приемную семью возможно только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства. В первую очередь дети передающиеся на воспитание в приемные семьи, имеющие постоянный источник доходов. На ребенка, передаваемого в приемную семью его опекун или попечитель выставляет следующие документы:

1) свидетельство о рождении

2) медицинское заключение о состоянии здоровья

3) документ, подтверждающий правовое основание для передачи ребенка в приемную семью (свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт ОВД об обнаружении брошенного ребенка)

 Права и обязанности приемных родителей:

В договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. предусмотрены следующие основные обязанности приемных родителей:

1) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организовать общий досуг, взаимопомощь

2) создать необходимые условия для получения ребенком образования, заботы о его здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии

3) защищать права и интересы ребенка

4) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематически показывать врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья

5) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательных учреждений, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями

6) извещать орган опеки и попечительства о возникающих в приемной семье неблагоприятных условиях для содержания, воспитания и образования ребенка

Следует помнить, что приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. Порядок общения родственников ребенка с ним определяется органом опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях:

  • в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;
  • после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;
  • во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

 В каких случаях приемный родитель может уволиться с работы?

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин:

1) болезнь

2) изменение семейного или имущественного положения

3) отсутствие взаимопонимания с ребенком

4) конфликтные отношения между детьми

По инициативе органа опеки и попечительства в случаях:

1) возникновения неблагоприятных условий для ребенка (детей),

2) возвращения ребенка (детей) родителям,

В случае передачи на воспитание приемному родителю нескольких детей может быть заключен одни договор. Если дети передаются а воспитание в приемную семью в разное время заключается отдельный договор на каждого вновь поступившего ребенка. Договор может быть заключен на срок от 1 месяца до достижения ребенком 18 лет.

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составленным управлением образования местного исполнительно распорядительного органа. На период трудового отпуска орган опеки и попечительства организует летний отдых приемных детей. Время работы в качестве приемных родителей зачитывается в общетрудовой стаж.

 

 

ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ ТРУДИТЬСЯ,

ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОЙ СУДЬБОЙ,

 

обращайтесь в управление  по образованию администрации Партизанского района г. Минска (тел. 356-85-26).

Получить консультацию о возможностях профессиональной семейной заботы также можно в ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска» по телефонам 358-02-61 и 358-94-98.

 

Информацию о детях, нуждающихся в семейной заботе, можно получить на портале WWW.DADOMU.BYWWW.NACEDU.BY

 

 

Опека и попечительство

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

 Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

 Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует  интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

 - не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 г. № 108);

- не лишавшийся судом родительских прав;

- не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 

- не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя  за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1.

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;

автобиографию кандидата в опекуны;

медицинские справки о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;

одну фотографию размером 30 х 40 мм;

свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства);

письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие);

письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь (в случае установления международной опеки в отношении ребенка иностранца).

Шаг 2.

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3.

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5.

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

 

ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ ТРУДИТЬСЯ,

ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОЙ СУДЬБОЙ,

 

обращайтесь в управление  по образованию администрации Партизанского района г. Минска (тел. 356-85-26).

Получить консультацию о возможностях профессиональной семейной заботы также можно в ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска» по телефонам 358-02-61 и 358-94-98.

 Информацию о детях, нуждающихся в семейной заботе, можно получить на портале WWW.DADOMU.BYWWW.NACEDU.BY

 

свернуть

Где найти помощь?

19.10.2020

Кто такой психолог?

информация о работе педагога-психолога

 

В каждом учреждении образования есть педагог-пси­холог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться, а часто и вовсе имеют ошибочное представление.

 

 

педагог-психолог ГУО «Детский сад №95 г. Минска»

 

Гриб Ольга Петровна

кабинет педагога-психолога расположен на 1 этаже (музыкальный зал)

 

время консультаций: четверг 17.00-19.00

      Кто такой психолог?

 

В штате большинства детских образова­тельных учреждений есть педагог-пси­холог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.

Одни родители ошибочно называют пси­холога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях детского сада) и потому считают посещение этого специалиста необязательным.

Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребёнка, на всякий случай отказываются от контак­тов с педагогом-психологом.

Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и деталь­ными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обраща­ются к психологу чуть ли не каждый день.

Четвёртые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребёнка в школу. Пока ребёнок, развиваясь и воспитываясь в семье, делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития), за все его достижения отвечают родители.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в се­мье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжёлых буднях малы­шей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встре­титься с педагогом-психологом. Зачем? Что­бы облегчить адаптацию ребёнка к новым ус­ловиям, новым людям, новому меню и т.д.

Педагог-психолог дошкольного учреждения занимается вопро­сами диагностики, профилактики или кор­рекции эмоционально-волевого, психического и личностного  развития детей всех возрастных групп, оказанием психологической помощи и поддержки детей и взрослых, сохранением психологического здоровья воспитанников. Во многих дет­ских садах первое знакомство с родителями и ребёнком происходит при участии этого специалиста.

Педагог-психолог, используя методы и приемы организации малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребёнка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др.), наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша. Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы  родителям, как преодолевать сопротивление ребёнка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрос­лый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использо­вать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть. 

Наконец ребёнок начал регулярно посе­щать младшую группу и уже без слёз каждое утро шагает «на работу» вместе с ма­мой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, пре­одоление которых также потребует обра­щения к педагогу-психологу. Один из наи­более явных поводов для такого обраще­ния - изменение отношения ребёнка к детскому саду. Например, девочка, кото­рая в течение полугода регулярно и с удо­вольствием посещала детский сад, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы ос­таться дома. Нежелание родителей усту­пить вызывает у неё слёзы, жалобы на пло­хое самочувствие.

Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с родителями!) всех сторон жизни ребён­ка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины мо­гут быть самые разные: конфликт с ровесни­ками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ре­бёнка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специа­лист поможет ребёнку с ней справиться.

Очень важно, чтобы, общаясь с педаго­гом-психологом, родители понимали: этот специалист призван быть на стороне ребён­ка. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на по­верхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные на­выки - практические, игровые, интеллекту­альные, социальные. При обнаружении ка­ких-то слабых сторон в развитии ребёнка (медлительность или повышенная двига­тельная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог пореко­мендует способы и приёмы, известные в со­временной психологической и педагогичес­кой практике. При этом он всегда будет от­крыт диалогу с родителями, готов к много­кратным встречам и обсуждениям индиви­дуальной динамики развития ребёнка.

Поводом для обращения родителей к педа­гогу-психологу могут быть и некоторые осо­бенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушениями процесса засыпания и качеством сна ребёнка. Выявле­ние причин такого поведения (при совмест­ном обсуждении педагога-психолога с роди­телями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка. Пе­дагог-психолог обязательно обратит внима­ние родителей на страхи детей, различаю­щиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления.

Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и по­нятен ребёнку (молния, гром, собака, волк, тёмная комната и пр.).

Другая группа - внушённые (суггестив­ные) страхи могут возникать не только у ма­лышей, но и у детей постарше. Главным ис­точником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями воз­можных наказаний провоцируют такие стра­хи. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребёнка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодоле­вать и постепенно от них освобождаться.

Тревожность - более обобщённое и раз­мытое состояние, возникающее у чувстви­тельных и ранимых детей не в связи с кон­кретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Замечая проявления страхов или тревож­ности у своего ребёнка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их при­чины, детально описать их протекание, со­ставить программу по преодолению сущест­вующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях детского сада, так и в условиях семьи).

Одной из достаточно серьёзных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ре­бёнка со сверстниками, складывающееся в кон­кретной возрастной группе, очень неодно­родно. В нём зарождаются предпочтения и симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.

Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обраща­ются к нему с просьбой помочь ребёнку най­ти друзей в группе. Если взрослые действи­тельно заинтересованы в построении актив­ных и позитивных отношений своего ребёнка с другими детьми, вместе с педагогом-психо­логом они непременно найдут способы изме­нения сложившейся ситуации. И ребёнок об­ретёт своё место в коллективе сверстников.

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ори­ентируются прежде всего на достижения де­тей в интеллектуальном развитии и не заме­чают многих нюансов в настроении ребёнка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сего­дня многие родители жаждут проявления у детей одарённости и игнорируют проявле­ние у них эмоций и чувств.

Вместе с тем переживания детей могут служить отчётливым сигналом развивающе­гося негативного эмоционального состоя­ния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьёзный повод для обраще­ния к педагогу-психологу.

 

Обсудить особенности развития, поведения детей и наметить пути выхода из проблемной ситуации вы можете на индивидуальной консультации с педагогом-психологом

Гриб Ольгой Петровной, время консультаций:  четверг 17.00-19.00 .

 

свернуть

Ответственность

15.10.2020

Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних детей.

Развитие ребенка и его психическое состояние во многом зависят от отношений отца и матери. В семье, где родители относятся друг другу уважительно и дружелюбно, дети чувствуют себя уверенно и безопасно.

Как правило, часто ссорящиеся родители не в состоянии создать теплую и безопасную атмосферу в семье, не отличаются постоянством и обоснованностью в требованиях к ребенку, препятствуют его правильному восприятию взаимоотношений с людьми.

Не бывает семей, в которых бы ни возникали разногласия, и полностью избавить ребенка от конфликтов не только невозможно, но и не нужно. Тем не менее, если в семье часто происходят скандалы, ребенок сильно переживает, что не может не сказаться на его здоровье и внутреннем состоянии. Малыш проецирует на себя все негативные эмоции родителей и начинает считать себя главной причиной конфликтов между ними. Как следствие – чувство вины, которое является разрушительным для детской психики и может стать настоящей психологической травмой.

Да, дети, как порой и сами родители, не понимают истинных причин родительских ссор, но они чутко считывают все негативные эмоции, эмоциональные барьеры и дистанцию, возникающие между мамой и папой. Поэтому родители, которые считают, что ограждают дитя от негативного воздействия, не выясняя при нем отношения, сильно ошибаются. Если в доме не летают тарелки и не хлопают двери, а родители не повышают друг на друга голос, ребенок все равно улавливает эмоциональное состояние в семье и чувствует себя дискомфортно.

Если скрывать недовольство друг другом и ждать удобного момента, когда можно высказаться, есть риск того, что все накопленные негативные эмоции рано или поздно выльются на ребенка. Как часто происходят ситуации, когда, например, малыш случайно опрокинул стакан сока, а родитель взрывается и начинает кричать. Любым эмоциям нужен выход, и страшно, если этот выход заведомо направлен на более слабого члена семьи – ребенка. Если такие ситуации происходят часто, ребенок начинает постоянно ощущать чувство вины, признает себя плохим, ненужным, ни на что неспособным. Как результат – пониженная самооценка и все вытекающие отсюда последствия.

 

Ответственность родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей отражена в нормативно-правовых документах:

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  24 ноября 2006 г. N 18

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010), Указа Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143, Декретов Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6, от 23.02.2012 N 2)

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ 9 июля 1999 г. N 278-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.05.2002 N 98-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2003 N 220-З, от 05.07.2004 N 298-З, от 09.12.2004 N 348-З, от 19.07.2005 N 37-З, от 17.07.2006 N 146-З, от 20.07.2006 N 164-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 05.01.2008 N 315-З, от 23.06.2008 N 354-З, от 10.11.2008 N 446-З, от 15.07.2009 N 43-З)

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Статья 75 Воспитание детей

Статья 17 Ответственность семьи за ребенка

Статья 80 Лишение родительских прав

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 ЯНВАРЯ 2019 Г. № 22 «О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

 

Критерии и показатели социально опасного положения  

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)
  2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления
  3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

21 апреля 2003 г. №194-3, принят палатой представителей 17 декабря 2002 года, одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

  1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

  1. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
  2. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

  1. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

  1. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 17.5. Занятие проституцией

  1. Занятие проституцией –

влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

  1. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Статья 17.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование‚ а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, –влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

свернуть

Я ребенок и у меня есть право

13.10.2020

 

Я ребенок!

И  у меня есть   ПРАВО.

  

 

Уважаемые родители!

     Каждый из Вас имеет права. Ваши дети находятся под защитой государства, они тоже имеют права. Права детей закреплены в Законе «О правах ребёнка». Но только разумное сочетание прав и обязанностей делает человека счастливым.

 

Ваш ребёнок имеет права:

 

Право на жизнь и охрану здоровья (ст.6) Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях. Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.

Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли (ст. 9, 10)

Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества.

Ребёнок – неповторимая личность. Принимайте и любите детей такими, какие они есть. Умейте выслушать их, никогда не используйте насилие как метод воспитания.

Право на проживание в семье (ст. 12) Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём. Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал, самое ценное.

Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам, начиная с 10-ти лет.

Право на жильё и имущество (ст.15, 16) Ребёнок, живущий с родителями в собственном доме или государственной квартире, имеет право на это жильё. Даже если он перестаёт жить с родителями, это право у него остаётся.

Ваш дом – дом Ваших детей, куда хочется идти с радостью и бедой.

Готовьте детей у будущей жизни: приобретайте ценные вещи, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Право на образование (ст. 19) Все дети без исключения должны учиться, причём они могут выбирать, в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право: оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.

Право на труд, отдых (ст. 21, 22) У детей есть право получить выбранную профессию, работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребёнку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать.

Труд – лучший воспитатель, но он должен быть посильным. Чаще работайте и отдыхайте вместе. Находите время для своих детей, сделайте их отдых разумным и полезным.

Право на защиту чести и достоинства (ст. 24)

Не унижайте детей недоверием, криком, оскорблением. Будьте терпимы, личным примером воспитывайте честь и достоинство.

 

Помните! Вы в ответе за своих детей

(ст. 14 Ответственность семьи за ребёнка).

 

      Родители и лица, их заменяющие, отвечают за то, чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учёбы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приёмным родителям или в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребёнка вещи. Нарушение прав и ущемление законных интересов ребёнка родителями влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

 

Счастья Вам и Вашим детям! 

свернуть

График работы педагога-психолога

01.09.2020

ГРАФИК РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Гриб Ольги Петровны

 

ВТОРНИК                                   9:00-13:00

СРЕДА                                       9:00-13:00

ЧЕТВЕРГ                                    10:30-19:00

ПЯТНИЦА                                  9:00-13:00

Консультации для законных представителей воспитанников

Четверг 17.00- 19.00

свернуть

10 заповедей для родителей

15.09.2020
Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть

Как бороться со страхами

14.09.2020
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

свернуть

Жизнь без конфликтов

10.09.2020

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

Рекомендации для родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду

07.09.2020

 

  •   Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:

    ·        Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;

    ·        Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

    ·        Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;

     

    Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
  • В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
  • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
  • В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
  • Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью. Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.
свернуть