Готовимся к школе

Готовимся к школе вместе

30.05.2017

Готовимся к школе вместе

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит уставший и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому. Здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода и зависит от многих факторов: особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

Особенно важно насколько ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать и считать. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Обследование ребенка лучше проводить месяцев за 6 до начала учебного года, что бы было время помочь малышу.

Психологическую диагностику готовности к школе проводит психолог. Существует много диагностических методик, специальных тестов, компьютерных программ. Лучше если родители не ограничатся плановым медосмотром, а приведут ребенка к специалисту для полного психологического обследования, что бы было проведено исследование уровня интеллекта, эмоционально-волевой сферы, социальной зрелости и физиологической готовности. Существуют признаки, которые должны насторожить родителей. Ваш ребенок не готов к школе если для него характерны:

- импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»);
-чрезмерная игривость, крикливость, дурашливость;
- трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса);
-неумение общаться со сверстниками (чрезмерная обидчивость, агрессивность и пр.);
-неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше);
-низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие и т. п.;
-плохое развитие мелкой моторики рук ( не умеет рисовать, работать с мелкими деталями);
-нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т. д.);

-пассивность;
- задержка речевого развития.

Родители должны понимать, что первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Занятия в школе требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и усидчивости. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка, двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенок переживает одновременно несколько видов стресса:
- социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с  учителем, принятие новых правил;

- интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;

$1·         иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный обмен бактериями между детьми.

  Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе, очень много, мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.

$1·          Сон. Детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Рекомендован дневной сон в этом возрасте.

$1·         Физическая активность и прогулки. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок ребенка, напротив, первокласснику рекомендованы длительные прогулки на свежем воздухе не менее 3х часов.

$1·         Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки.

$1·          Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их  при построении взаимоотношений.

$1·          Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой   - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.

$1·         Не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе. Вопрос о поведении усиливает напряженность.

$1·         Учите ребенка организовывать пространство. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

$1·         Составьте распорядок дня. Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклассник будет чувствовать себя увереннее.

$1·         Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

$1·         Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

$1·         Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

$1·          Ни в коем случае не сравнивайте его результаты с достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, никого не ставить в пример.

$1·         Не фиксируйте внимание на неудачах, не оценивайте негативно личность ребенка - только поступок или действие. Позвольте ребенку проявить себя, сделать так, как у него получается, не боясь вашего осуждения.

$1·         Хвалите своего малыша всякий раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Не забывайте, что чрезмерное восхваление может привести к завышенной самооценке или стать причиной хронической тревожности, т. к. ребенок будет страшиться не соответствовать вашим ожиданиям.

$1·         Покажите вашему ребенку, что вы его любите не за хорошую учебу, а вообще - как собственное дитя, безусловно.

Придя в школу малыш сталкивается с определенными ожиданиями и чувствами родителей. Как тревожные, так и радужные родительские переживания достаточно ощутимо влияют на то, как сложится его школьная жизнь. Ребёнок легко заражается родительскими эмоциями. Несмотря на то, что родители не участвуют напрямую в жизни школы, их незримое присутствие в  ней постоянно ощущается. Отношение к оценкам и достижениям ребёнка должны быть лояльными, а родительские ожидания адекватными.

По каким признакам родители могут определить хорошо ли ребенок адаптировался?

$11.     Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке или переменки;

$12.     Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на какие-либо боли;

$13.     Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

$14.     У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

$15.     Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.

$16.     На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

  Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью. Необходимо помогать ребенку и сохранять с ним доверительные отношения. Избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился новостями. Принятие, поощрение, поддержка — вот главные родительские установки, которые непременно помогут вашим первоклассникам преодолеть школьные трудности.

свернуть

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

10.06.2017

1. Своё имя, фамилию и отчество.

 2. Свой возраст (желательно и дату рождения).

 

 3. Свой домашний адрес.

 4. Название своего града и его главные достопримечательности.

 5. Страну, в которой ребёнок живёт.

 6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию.

 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

 8. Домашних животных и их детёнышей.

 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

 10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

 12. Знать и уметь рассказывать народные сказки.

 13. Знать великих поэтов и писателей.

 14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

 15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх - низ).

 16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

 17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

 18. Различат гласные и согласные звуки.

 19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов по количеству гласных звуков.

 20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

 21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контору предмет).

 22. Владеть карандашом: рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

 23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

 24. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).

 25. Сохранять хорошую осанку, особенно в положении сидя. 

свернуть

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

21.05.2017

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей.

Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

 При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

 Лепка из глины и пластилина..

 Рисование или раскрашивание картинок

 Изготовление поделок из бумаги.

 Изготовление поделок из природного материала.

 Конструирование.

 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

 Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

 Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

 Все виды ручного творчества.

 “Показ” стихотворения.

 Теневой театр.

 Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру,  любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

свернуть